Дополнение

From Glottopedia
Revision as of 01:35, 9 July 2007 by Skrylov (talk | contribs)
Jump to navigation Jump to search

Дополнение -

ДОПОЛНЕНИЕ [калька с франц. complément или нем. Ergänzung ‘дополнение’], второстепенный член предложения, заполняющий несубъектную валентность предикатного слова.

I А. Основное значение термина “Дополнение”.

Дефиниция

I.1. Второстепенный член предложения, заполняющий несубъектную валентность предикатного слова.

История термина

  • Понятие дополнения (complement) было разработано французскими энциклопедистами С. Ш. Дю Марсэ (в 1730-е - 1750-е гг., опубл. 1751, 1769) и Н. Бозе (1767, 1769, 1789), а затем вскоре калькировано немецкими и русскими грамматистами.
  • В отечественной традиции похожий термин “наполнение” употреблялся в грамматике М. В. Ломоносова (1755) для обозначения смысловой функции слова небо в примере Облака покрыли небо; но для обозначения дополнений в грамматике А. А. Барсова (1783-1788) использовался термин “управляемое” (калька с франц. régime ‘управление //управляемое’, употреблявшегося ещё в грамматике Пор-Рояля 1660 и порой распространявшегося не только на отношение управления, но и на его второй член - ‘управляемое’, т.е. дополнение), затем вошедший в Академическую грамматику 1802 (Д. и П. Соколовых) и употреблявшийся впоследствии разными авторами наряду или вместо термина “дополнение”.
  • Термин “дополнение” (//“дополнительный член”) появился лишь в работе Н. И. Греча (1827) и с тех пор вошёл в употребление (хотя сама целесообразность этого понятия затем неоднократно ставилась под сомнение - напр., А. М. Пешковским, предпочитавшего вслед за Барсовым говорить лишь об “управляемых членах”). Поначалу в число дополнений включали обстоятельства (такова концепция И. И. Давыдова, 1852); но затем Ф. И. Буслаев (1858) предложил выносить обстоятельства за пределы дополнений, и эта последняя точка зрения в конце концов возобладала.

Грамматические признаки

  • Грамматические признаки дополнения несколько отличаются в языках разного строя; но важнейшие общие черты дополнений допускают обобщённую характеристику.
  • В синтаксическом аспекте дополнение является синтаксически управляемым членом предложения, т. е. его позиция и оформление контролируются предикатным словом.
  • В морфологическом аспекте дополнение является морфологически управляемым членом предложения, т.е. сказуемое (и, шире, вообще дополняемое слово) контролирует выбор падежной или предложно-падежной формы именного дополнения (в падежных языках), а также выбор номинализатора (определённого способа оформления номинализации) подчинённого предиката (инфинитив, масдар, супин, отглагольное имя).
  • В языках с объектным согласованием дополнение является контролером (или одним из контролеров) согласования сказуемого (некоторые теоретики эргативности вслед за И. И. Мещаниновым, считают, что в таких языках прямое дополнение является третьим главным членом предложения).
  • Дополнение может контролировать согласование знаменательной части аналитической глагольной формы сказуемого (по роду и числу) в некоторых конструкциях типа французских оборотов с препозицией знаменательного дополнения к релятивному придаточному: les mesures qu'on a prises ‘принятые меры’, la lettre qu'il a écrite n'est pas arrivée ‘письмо, которое он написал, не пришло’, что является типичным для эргативных языков.

Дополнение vs. обстоятельство

  • В отличие от “слабоуправляемых” т.н. наречных модификаторов (относимых, как правило, к обстоятельствам), дополнение является синтаксическим актантом, т.е. заполняет обязательную (активную) валентность сказуемого (и является, таким образом, “сильноуправляемым” членом); с точки зрения предикатно-аргументной логики дополнение соответствует одному из аргументов многоместного предиката (а именно, непервому аргументу - "семантическому объекту"). Поэтому, напр., шагами в Петя идёт быстрыми шагами считается не дополнением, а обстоятельством (оно отвечает не на вопрос ‘чем?’, а на вопрос ‘как?’; и эквивалентно наречию быстро).
  • В целом дополнения гораздо менее подвержены устранению, чем обстоятельства.
  • В отличие от беспредложных обстоятельств, беспредложные дополнения бывают одушевлёнными.

Дополнение vs. подлежащее

  • Дополнения (их бывает у предиката несколько) сходны с подлежащим (которое у данного предиката единственно) в ряде отношений.
  • То общее, что есть у дополнений и подлежащего, описывается такими понятиями, как "актант", "аргумент" и "валентность".
  • Гипертрофия данного сходства порождает у некоторых сторонников вербоцентрической трактовки предложения (навеянной логико-математическими концепциями XX в., где в центре внимания стоит многоместная пропозициональная форма - предикат с несколькими своими аргументами) вообще отказаться от различия между дополнениями и подлежащим в пользу единого понятия, как бы оно ни называлось (“актант”, “комплемент”// “дополнение” или “предикандум”). Однако такой подход не получил в лингвистике признания.

Дополнение и сказуемое